Четверг
02.05.2024
06:13
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт воспитателя Максимовой Вероники Александровны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]

Ресурсы Интернет

Полезная пресса

Онлайн обучение

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

«Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников»

      Воспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как велика роль семьи в жизни ребенка. В дошкольные годы ребёнок почти полностью отождествляет себя с семьёй. Семья- то первое общество, где складывается характер ребенка, его представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Велико значение семьи  в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка. Особенно ценны те традиции, при которых ребенок чуть ли не с того дня, когда он начинает помнить себя, постоянно ощущает себя частицей единого, взаимосвязанного ответственностью и обязанностями семейного коллектива. В дружной семье всегда находятся общие заботы. И большие и малые дела – бюджет, обязанности каждого в хозяйстве, предстоящие покупки, планирование свободного времени – решаются «коллегиально». Все это и многое другое впитывает в себя младший член семьи. Таким образом,  ребенку не приходится растолковывать, почему и ему надо поступать так же: сама атмосфера семейных отношений направляет его поведение. Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности.

  Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей других членов семьи, он растет эгоистом. Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя членом семьи, эти чувства начинают проявляться в его поведении, если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье при правильном руководстве со стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается такие нравственные качества, как ответственность, заботливость, бережливость. Сегодня бытовой труд ребёнка в семье не только не утратил своего значения как средство нравственного воспитания, но, наоборот, приобрёл особо важную формирующую роль. Ведь этот труд для ребёнка-дошкольника является по существу единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость членов семьи от его трудовых усилий.

     Семейный климат - это та питательная среда, которая незримо и постоянно присутствует в нашем доме, и которую не  изменишь никакими специально придуманными способами влияния на детей. И вряд ли надо доказывать, что педагогические приемы имеют наибольший коэффициент полезного действия, если ребенок растет в благоприятной среде. Очень важно каждому из нас понять: чтобы требовать чего-то от детей, надо, прежде всего очень требовательно относиться к себе. Это важно для наших детей, для нашего успешного на них влияния. Ребенок верит, что взрослые люди  непременно  самые хорошие, честные, самые лучшие. И потому, какими бы старшие ни были в действительности, они всегда для ребенка образец для подражания. Репутация взрослого в детском воспитании, в детском сознании всегда непогрешима. Ведь маленький ребенок еще не знает, где хорошо, а где плохо. И эти понятия придут к нему вместе с опытом, вместе с нашими суждениями.  И никакая «мелочь», нарушающая семейный климат, не может не влиять на ребенка. “В воспитательной работе нет пустяков… Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев, мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь, руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей”, - говорил А.С.Макаренко, обращаясь к родителям. [1]  

    Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними.

  Родители несут перед обществом моральную ответственность  за те нравственные представления, нравственные принципы, с которыми их ребенок вступает в жизнь. Воспитывать, как бы трудно это ни было, намного легче, чем перевоспитывать. Чем раньше мы начинаем нравственное воспитание ребенка, тем тщательнее и вдумчивее его осуществляем, тем больше вероятности, что мы вырастим своего ребенка по-настоящему хорошим человеком.

    Дошкольные образовательные организации тоже вносят свой вклад в нравственное воспитание ребят. Очень многое зависит от личных качеств педагогов и от царящей в коллективе атмосферы. Специальные занятия по нравственному воспитанию дошкольников играют вспомогательную роль. В рамках образовательной программы детского сада проводится знакомство детей с некоторыми стихотворениями, сказками, рассказами. На занятиях по нравственности воспитатель обсуждает с детьми персонажей произведений, их поведение и характер. Желательно подходить к таким занятиям творчески. Для детей нагляднее небольшие театрализованные постановки по мотивам книг.  Обсуждая персонажей, нужно помочь детям определиться с моральной оценкой их поступков. Так детей могут заинтересовать постановки по теме "Уроки вежливости", "Дружба" и т.д. Если на спектакле и во время обсуждения будут присутствовать приглашенные родители, то такие занятия принесут максимальную пользу. Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

    Нравственное  воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого  человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В.Запорожец.

  Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

 

Библиографический список

 

1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании. М., 1969, с.295

2. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 144 с.

2. Семейное воспитание. Краткий словарь / сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М., 1990.

3. Собкин В. С., Марич Е. М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст // Труды по социологии образования. – Том.VII. – М., 2002.

Категория: Мои статьи | Добавил: vikamaks86 (02.12.2016)
Просмотров: 242 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Время

Праздники России
Праздники России

Поиск

Друзья сайта
  • Отдел образования Мариинско-Посадского района
  • БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
  • Профсоюзная организация работников образования Чувашии